07.10.2011

ЧАЙНАЯ ЦЕРЕМОНИЯ ДЗEН

Чаепитиe
Ан Фань цзы

Господин Фу пришёл к Фаню в гости. Тот
поставил перед ним чашу, полную Дзен.
Фу не подал вида и попросил что-нибудь к чаю. Фань принёс печенье и варенье.
Тут Фу не выдержал:
- Может, сначала что-нибудь перекусить?
Фань забрал чашу, печенье, варенье и унёс на кухню...
Господин Фу поклонился и поехал домой углублять Дзен
.
 «Чай и дзэн неразделимы» -
 так говорит старинная японская поговорка.

Вкус чая и вкус дзэна
,,Уже две недели Бодхидхарма медитировал в пещере на горе Та. Тяжелые веки слипались, а голова падала на плечи. Он возвращал тело в прежнее положение, но предатели-глаза все не хотели открываться. Тогда, разгневавшись на самого себя, Бодхидхарма схватил нож, отрезал непослушные веки и бросил их на землю. После этого он просидел в пещере девять лет и стал первым патриархом дзэн, а его ресницы проросли кустами чая.'' 

После того, как ресницы Бадхидхармы превратились в чайные кусты, чай стал буддистским напитком - символом осознанности для всех медитирующих. Везде, где распространен дзэн-буддизм, существует и культ чая. Монахи и миряне относятся к чаепитию не просто как к утолению жажды или заполнению паузы между делами, а как к медитации.
В начале всех дзэнских искусств включен иероглиф “до” - “путь”: “кен-до” - путь меча, “кюдо” - путь лука, “дзюдо” - гибкий путь. “Путь чая” - звучит как “тядо”. Так следующие ему называют простое, казалось бы, действие - выпить чашечку чая. На западе большое распространение получило название “`чайная церемония ”, по-японски “тя-но-ю”.
Связь Дзен и чая вошла в пословицу, и чайная церемония явилась развитием ритуала Дзен. Имя Лао-Цзы, основателя Даосизма, также тесно с историей чая. Родоначальником церемонии поднесения чая гостю был Гуань Инь, знаменитый ученик Лао-Цзы, который первым у ворот заставы Хань преподнес старому философу чашку золотого эликсира.

В первой половине XVIIв. Формируется система руководства чайными школами.  Был разработан комплекс из семи тренировочных упражнений, выполняя которые ученик приобретал необходимые навыки мастера. Четыре или пять будущих чайных мастеров объединялись в группу и проводили чаепитие, выполняя поочередно роль «хозяина», отрабатывая по определенной методике соответствующие движения.

Однако главным в семи упражнениях был не детально разработанная методика обучения, а их дзен буддийский дух. Число упражнений и их содержание соотносится с семью «вещами», которыми должен обладать учитель дзэна:
1. великая способность и великое действие;
2. быстрота интеллекта (сообразительность);
3. духовность в речах;
4. решимость убивать или даровать жизнь в зависимости от обстоятельств;
5. ученость и опыт;
6. ясность в осознавании собственных восприятий;
7. способность свободно появляться и исчезать.
... делая семь упражнений, ученик постигал и истины дзэнского учения, лежащего в основе чаепития-ваби.
Для дзэнских монахов ХVШ-ХIХ вв. неизменной оставалась трактовка чайного действа как пути обретения просветления.
Чай-ваби, по сути, изначально осмыслялся в качестве своеобразного заменителя полноценной даосской медитации для мирян, стремившихся обрести просветление, но не имеющих возможности стать монахами дзэнского монастыря. Чайное действо благодаря умелой организации по определенным правилам должно было явиться эквивалентом медитирования. Именно в этом смысле нужно понимать «чайное самадхи», которое встречается в «Записках о дзэнском чае». Самадхи - состояние «погруженности», глубокой сосредоточенности на одном объекте, медитирование как состояние.
«Чайная церемония в чайной комнате - это, прежде всего обретение Пути посредством следования Дхарме Будды. Заботиться об устройстве чайного домика и радоваться еде - мирское дело! Достаточно того, чтобы в доме не протекала крыша, и хватало пищи, чтобы не голодать. Это - согласно учению Будды, и в этом - изначальный смысл чайной церемонии. (Мурата Сюко, Такено Дзео - «Записки Намбо») В данном случае имеется ввиду, что участник чаепития ощущает условную реальность собственного «я» и постигает свою истинную природу -«природу Будды».Успокоенность- отсутствие каких-либо мирских желаний, направленных на мирские дела, т.е. отрешенность в буддистском смысле слова. «Чистота» - незамутненность какими-либо пороками и чистота помыслов.
Таким образом, участник чайной церемонии вступал на путь постижения шуньи, открытия своей истинной природы, этой задаче была подчинена вся организация чайного действа. По словам Нанрэя Сохаку, монаха из храма Дайокудзи, «искусство чая - эстетическое выражение Дзэна», поэтому экстерьер, интерьер, утварь и сам ритуал чаепития должны оказывать эстетическое воздействие на участника церемонии, направленное на создание у него психического состояния, которое возникает у него в процессе медитирования.
. Несмотря на то что дзэн-буддийское учение состоит в постижении духа за счет преступления границы формы, оно постоянно напоминает нам о том факте, что мир, в котором мы живем, является миром конкретных форм и что дух выражает себя только посредством формы. Поэтому дзэн сочетает в себе антиномианизм и дисциплину. Иероглиф, обозначающий "гармонию", также может означать "нежность" (явараги), и термин "нежность" лучше передает тот дух, который царит на протяжении всей чайной церемонии. Гармония скорее связана с формой, тогда как нежность – с внутренним переживанием.Общая атмосфера чайной комнаты стремится пропитать этой нежностью все вокруг – предметы, к которым вы прикасаетесь, нежные, аромат в комнате нежный, она нежно освещена, и звуки вы слышите нежные. Вы берете в руку чашку ручной работы, неправильной формы, и иногда неровно покрытую глазурью, но, несмотря на всю примитивность, этот маленький прибор дышит своеобразным очарованием и нежностью, умиротворенностью и скромностью. Курильница никогда не распространяет терпкого и возбуждающего запаха, а испускает нежный аромат, наполняющий собою все. Окна и шторы также преисполнены нежного очарования, и комната всегда залита мягким и спокойным светом, который предрасполагает к созерцательному настроению. Ветерок, просачивающийся сквозь иглы старой сосны гармонично сливается с шипением железного чайника на огне.Чайная церемония символизирует упрощение, прежде всего, в виде незаметной одинокой соломенной хижины, сооруженной, например, под старой сосной, причем эта хижина является как бы частью Природы, а не творением, специально созданным человеческими руками. Когда форма, таким образом, раз и навсегда становится символом, она допускает художественную церемонию.

Таким образом, вся обстановка напоминает о том, кто это сотворил. «Самое ценное – это атмосфера нежности: самое важное – не противоречить другим» – это первые слова так называемой «Конституции семнадцати пунктов», составленной принцем Сетоку в 604 г. Это своего рода нравственное и духовное наставление, данное принцем-регентом своим подчиненным. Но важно отметить, что такое наставление, какова бы ни была его политическая подкладка, начинается с уделения особого внимания атмосфере нежности.
«Нежность души», о которой говорится в связи с чайной церемонией, есть то же самое чувство, которое испытывал принц Сетоку. Нежность души или мягкосердечие поистине являются основой нашей жизни на земле. Если чайная церемония имеет целью учредить свое небольшое царство Будды, она должна начинаться с нежности души. В качестве иллюстрации к тому, о чем шла речь, позвольте мне процитировать Дзэн-буддистского учителя Такуана (1573-1645 гг.).

из книги Д. Т. Судзуки. Основы дзэн-буддизма


Когда чай приготовлен на воде,
почерпнутой из колодца Разума,
Глубина которого не знает предела,
Мы действительно имеем дело с тем,
что называется тя-но-ю.
(Тетоми Хидэеси )
































Комментариев нет: