JORDAN - 2



Иордания - восточная сказка.
 Иордания - земля культуры, красоты и поразительных контрастов, исторических достопримечательностей которoй хватит не на один список новых чудес света. Благодаря своему расположению в самом центре Ближнего Востока, она стала частью многовековой всемирной истории. Иорданию называют Святой землей. Неоднократно упоминаемая в Ветхом и Новом заветах, её земля хранит в себе, по разным оценкам, от 16 до 20 тыс. памятников истории и культуры прошедших эпох. Здесь был крещен Иисус Христос, здесь Моисей увидел Землю Обетованную, здесь же он умер и был похоронен, здесь жили многочисленные пророки и происходили десятки и сотни священных для верующих многих конфессий событий. Через эту землю прошли волны многих народов, оставивших свой след как в архитектуре, так и в культуре современной Иордании. Здесь плещутся воды теплого Красного и целебного Мертвого морей. И наконец - это одна из самых безопасных и спокойных стран арабского мира.




Джераш
 
 
"Восточная Помпея"
 







 

 
 
Кто знает, увидели бы мы сегодня Джераш, если бы не стихия. В 749 году волна мощных землетрясений накрыла город трехметровым грязевым потоком, сохранив, таким образом, его уникальные строения.
Расположенный примерно в 45 км к северу от Аммана в плодородной долине среди холмов Галаад, Джераш — это один из наиболее хорошо сохранившихся римских городов в мире.
Названный греками «Антиош на золотой реке», город принимает название «Гераса» в эпоху римлян.



 



Лучше всех сохранившийся греко-римский город на всем Ближнем Востоке, в Библии он упоминается как Гераса, страна Гергесинская и Гадаринская. Улицы с аркадами, площади, храмы, мощеные дороги, амфитеатры и пятнадцать византийских церквей – все это привлекает в Джераш множество туристов.Паломникам же интересен фонтанный двор, где Иисус превратил воду в вино. Джераш (Гераса) является одним из городов Декаполиса
(Десятиградия), куда входили также Филадельфия (Амман), Гадара (Ум Каис), Пелла, Абила.



 




Чтобы представить былое могущество Джераша, достаточно пройтись вдоль колоннад на улицах, посетить три театра, многочисленные бани, храмы, пощади, фонтаны, Арку Адригена, ипподром, Храм Зевса, Храм Артемиды...

В черте города учеными были обнаружены следы и остатки поселений, относящихся к бронзовому и железному векам, эллинистической, римской, византийской, оммеядской и аббасидской эпохам, что свидетельствует о том, что цивилизация в этих местах насчитывает более 2500 лет. В Джераше как минимум 15 церквей, в каждой из которых величественные мозаики.
Археологические раскопки здесь были начаты в 1925 году и не прекращаются до сих пор.

 










ЗАПОВЕДНИК МУДЖИБ



Расположен в живописном ущелье Вади Муджиб, плавно сбегающем в Мертвое море на отметке 400 м ниже уровня моря.
Граничащая на западе с морскими волнами ,территория заповедника на востоке граничит с горами Карака и Мадабы. Перепад высот на всем пространстве заповедника достигает 1300 м, что в сочетании с высокой влажностью и особым микроклиматом обуславливает неслыханно богатое для региона разнообразие местных экосистем.

 
 
 
 
Пещера Лота
 




Поиск этой сети пещер продолжался на протяжении нескольких десятилетий. Учёные-археологи искали данное место при помощи мозаичной, по кусочкам собранной карты Палестины, находящейся где-то в Мадабе. Целью ученых было открытие древнего городка Зоара (Сигора), указанного в Книге Бытия как места приюта Лота.Нa склоне холма над городом Сигором (современный Сафи) христиане-византийцы построили церковь и монастырь, посвященные святому Лоту. Храмовый комплекс вознесся над пещерой, где нашли приют Лот с дочерьми. В нем были проведены раскопки, и сегодня комплекс легко осмотреть.

 
 
 
Замки и крепости
 
Замки и крепости крестоносцев в Иордании – свидетельство пребывания на этой земле христианских рыцарей. История крестовых походов против мусульман – это не только отважные подвиги. Это еще и история хитрости, коварства, алчности, нарушения договоров. Словом, всего того, без чего не обходится ни одна великая война.
Осенью 1096 г. на святой земле появились первые крестоносцы. 15 июля 1099 г. ими был захвачен Иерусалим. Святой город был освобожден от магометан и стал центром вновь созданного Иерусалимского королевства. Территория современной Иордании становится его неотъемлемой частью и получает имя Трансиорданского сеньорства. Рыцари рассчитывали обосноваться здесь всерьез и надолго. А потому по всей отбитой в боях территории: в Караке, Шобаке, Петре, Тафиле - возводится единая цепь укрепленных сооружений, способных выдержать длительную осаду.
С самого начала главной резиденцией крестоносцев в Трансиордании становится замок Шобак      
                                                        


Шобак












 Эта грозная крепость расположилась на ровном, практически округлом, плато на вершине горы в 1115 г. и получила название Монс Релис или Монреаль. Для строительства крепости крестоносцам пришлось приложить воистину титанические усилия, поскольку все каменные блоки пришлось вырубать в соседних скалах. Следы той тяжелейшей работы можно увидеть и сегодня с остатков крепостных стен.
Несмотря на то что Шобак был грозной крепостью, для столицы сеньорства он был явно маловат. Да и место, по большому счету было, не самое оживленное. А потому в скором времени вся, говоря современным языком, администрация переехала на новое место. Местом этим стал самый мощный и лучше всего сохранившийся до наших дней замок Карак.

Карак









Эта внушительная крепость была построена неутомимыми франками в 1132 г. при короле Болдуине I. Это место имело стратегическое значение, поскольку находилось в центре страны по дороге из Иерусалима на юг. Кстати, именно Болдуин первый отодвинул границы Иерусалимского королевства до Акабы, создав там пограничный пост.
Резиденцией крестоносцев в Трансиордании Карак стал в 1142 г. На долгие годы хозяином Карака становится Рено де Шатийон, человек жадный и довольно беспринципный. Он неоднократно нарушал свое слово, чем заслужил презрительное отношение не только мусульман, но и своих соплеменников. Тем не менее он огнем и мечом наводил порядок в своем сеньорстве, попутно набивая собственные карманы. Он даже ухитрился в 1172 г. ненадолго вернуть Акабу, захваченную двумя годами ранее войсками Салах ад-Дина. Рено де Шатийон по суше перетащил в Акабский залив небольшую флотилию и на несколько лет смог задержать наступление мусульманского предводителя. Впрочем, когда Салах ад-Дин обзавелся собственным флотом, спасти крестоносцев от поражения могло разве что чудо. Но рассчитывать на него при патологической жадности франков не приходилось.
Медленно, но верно Салах ад-Дин начал свое продвижение к Иерусалиму. Шобак был захвачен им в 1189 г. Годом раньше после восьмимесячной осады пал Карак. После завоевания Салах ад-Дином большей части современной Иордании замок Шобак оказался не у дел, постепенно пришел в упадок и практически был разобран турками для своих хозяйственных нужд. Сегодня эта, некогда грозная крепость представляет собой весьма плачевное зрелище. От сторожевых башен и укреплений почти ничего не осталось. Лишь один из множества сохранившихся коридоров позволяет нам представить, каков был Шобак во времена расцвета.
Караку в этом плане повезло больше. Еще во времена Шатийона, став трансиорданской столицей, крепость продолжала модернизироваться и приняла в конце концов весьма грозные формы. Хотя, как мы уже сказали, это не смогло спасти ее от войска Салах ад-Дина. Последний передал управление замком своему брату. В 1293 г. многие постройки Карака были сильно повреждены землетрясением, однако еще долгие годы эта крепость оставалась вполне боеспособным укреплением. Карак неоднократно перестраивался. В результате получился мрачноватый гигантский семиэтажный комплекс, явно довлеющий над всем остальным городом. Большая его часть до сих пор не исследована и хранит, по мнению археологов, немало загадок. Подробного плана нижних этажей, подвалов и подземных ходов не существует. И что на самом деле находится в мрачных казематах Карака, не может предсказать никто.
Незадолго до падения основных крепостей крестоносцев под натиском войск Салах ад-Дина и для защиты от них один из генералов прославленного курдского воителя построил в двадцати километрах от Джераша небольшой замок Аджлун.

Аджлун











Его очертания, безусловно, выдают влияние европейской архитектуры. Тем не менее возводили его арабы, и потому он считается прекрасным образцом средневекового исламского военного зодчества. С самого начала Аджлун стал своего рода наблюдательным и сигнальным постом, поскольку с активными действиями крестоносцев в то время уже было покончено. Разрушен он был не ими, а монголами, которые добрались сюда в 1260 г. Впрочем, вскоре он был полностью восстановлен мамлюкским султаном Бейбарсом. Позже, в XVII веке здесь располагался небольшой османский гарнизон. Еще позже, в XIX и начале XX веков, как это было со многими памятниками Иордании, Аджлун сильно пострадал от землетрясений.
 
Главной гордостью мусульман в Иордании стали все-таки не военные крепости, а так называемые дворцы пустыни. Самым известным из них остается
Каср Аль Амра, расположенный в сорока километрах от Аммана. 




















Этот шедевр исламского искусства был
предназначен для целей, далеких от войны. Он был построен в пустыне халифом Валидом I в самом начале VIII века для развлечений и увеселений. По большому счету это не просто дворец - это баня. Во внутреннем дворе был вырыт сорокаметровый колодец, воду из которого поднимали при помощи хитроумного механизма и вьючных животных.
Парная наравне с главным залом аудиенций и двумя боковыми комнатами составляла весь небольшой комплекс. Уникальность Каср Амры заключается в том, что стены и потолок ее расписаны изображениями зверей, мужчин и обнаженных женщин, что для исламской культуры не просто исключение, а даже нонсенс. На подобные рисунки во все времена был наложен строжайший запрет! И тем не менее в Каср Амра мы увидим даже настоящие комиксы. То есть серию рисунков с одними и теми же героями, началом, развитием сюжета и концом. Еще удивительнее то, что мусульмане следующих поколений, а с момента постройки замка до наших дней прошло как никак почти двенадцать веков, не тронули это удивительное сооружение. Конечно, легенда о том, что банщицами в этом заведении служили захваченные в плен жены и дочери смертельных врагов или соседних правителей, здесь ни при чем. Но в любом случае маленький замок в пустыне Каср Амра доказывает, что в любом, даже самом строгом мусульманском правиле бывают исключения.
 
Qusair Amra
Дата неясна – возможно, после 711 года или уже при Калифе Аль - Валиде II, большая часть комплекса, что мы видим сегодня, являл залом для трех параллельных баррелей - хранилищ, с нишами и двумя маленькими комнатами; и баня из трех комнат, включая куполообразный каладариум с проходящим под полом с подогревом. Снаружи – структуры для сбора воды.

Фрески исключительны, не только от их радостного натурализма, но и от их само существования. Первый указ против человеческих изображений был издан Калифом Азидом II (720-24гг), когда эти фрески, с их свободными описаниями человеческой жизни, возможно, уже были окрашены – сцены охоты; персонификации Истории, Философии и Поэзии; музыканты; балерины; женщины и дети, и шесть современных правителей, воздающих должное: Византийские Сассианские Императоры, Висигот - Король Испании, Негус Абиссинии, и возможно Король Индии, и Император Китая. Наиболее примечательной является фреска на небольшом куполе калидариума самое раннее известное представление вечернего неба в раунде.



Каср Аль Харрана








 
Замок Аль Харрана построен в начале 8 века и выполнял защитную функцию. Это видно даже по его внешнему виду. Так же замок Аль Харрана выполнял и фунцкцию каравансарая. Построили Аль-Харрана в 710 году. Хотя считают, что этот замок воздвигли на месте более раннего.


Каср Аль Халлабат
Этот значительный комплекс включает в себя замок (Каср), мечети, большие водохранилища, резервуары, и бани. Новые раскопки в замке и мечети привели к переоценке истории участка.
Qasr el Hallabat
Хотя глиняная посуда и надписи говорят о Набатейских период, нынешний Каср вероятно начался во втором столетии как небольшой римский форт, один из многих защищающий аравийские границы. Он был построен из местного известняка и охранял дорогу Нова Траиана, позднее Каср был перестроен по плану, в четыре раза превышает размер оригинала, с квадратной башней в каждом углу.

Этот второй форт был разрушен в 6-ом столетии, возможно землетрясением в 551 году, и был снова восстановлен, вероятно, племенем христианина Гассанида. Несмотря на то, что внешний вид был сохранён, интерьер стал местом жительства с залом аудитории, украшенным мрамором и мозаиками. Многие чёрные базальтовые камни были доставлены для его восстановления. Некоторые секции с длинной греческой надписью, указ Императора Анастасиуса I (491-518гг), определяя его положение в аравийской области; но камни использовались без отношения к надписям, впоследствии они были заштукатурены.

Каср прославился в восьмом столетии, когда Умаяд преобразовал его в роскошную резиденцию, щедро украшенную резными штукатурками, фресками и яркими мозаичными этажами, мечеть была построена рядом с ним. А через 2 км – развалины бани (Хаммам ас-Сара), по стилю очень похож на Кусаюр Амра. 
Каср Мушатта,
Наиболее богато украшенный из дворцов Умаяда в Иордании был Каср Аль Мушатта, недалеко от Международного Аэропорта Королевы Алии, к югу от Аммана. Небольшие остатки тонких и ярких каменных вырезаний, которые когда-то украшали фасад. В 1903 году Османский Султан Абдул Хамид II, дали их Кайсеру Вилхельму II. И сейчас они находятся в Берлине.
Qasr Mushatta
Каср Аль Мушатта - большое квадратное окруженное стеной вложение с круглыми башнями в углах и пяти полукруглых равномерно расположены с каждой стороны, кроме юга, центр которого занят воротами - пятиметровые высокие вырезания были первоначально расположены в полосе вертикальных и перевернутых треугольников.

Комплекс зданий только в воротах вводил в просторный центральный суд, с королевским залом аудитории и местом жительства в дальнем конце, вероятно построенном для Калифа Валида II, зал аудитории - базилика, поскольку Вы вступаете от суда, с апсидой трилистника, которая, возможно, была покрыта деревянным куполом. С обеих сторон этого здания были покрыты хранилищами барреля запеченных глиняных кирпичей.
 
Каср Туба
В1896 году Алоис Мусил, чешский исследователь и Арабист, бедуины Мадабы рассказали ему о некоторых старых дворцах в пустыне, украшенных колоннами, картинами и надписями. Два года спустя его возвращению, он нашел Каср Туба, крупнейший и самый отдаленный из группы мест жительства пустыни построенный в начале 8-ого столетия под покровительством калифов Умайада. Названный Каср (дворец на арабском языке и замок на английском), он великолепный пример ранней Исламской архитектуры, индивидуального стиля и материала.
Qasr Tuba
Калифы Умаяда и их губернаторы планировали побег из Дамаска в пустыню, где они могли бы на их арабских скакунах охотиться на ястреба. Но более серьезная цель лежит в основе этого - они планировали наладить контакт с бедуинскими племенами в пустыни, от поддержки которых они зависели.

Каср Туба, построенный во время Калифа Аль - Валид II (743-44), состоит из двух равных корпусов, создающих двойной квадрат. Только северный угол был закончен, но схема целого комплекса видна с высоты. Стены имеют три курса камня с глиняным кирпичом выше, включая сводчатые крыши. Камень также использовался, чтобы создать дверные арки. Мусил нашел некоторые прекрасные резные камни, которые в данное время находятся в Археологическом Музее в Аммане.

Азрак
Азрак, на арабском означает "синий", расположен 80 км к востоку от Аммана в неглубоком бассейне вокруг обширного оазиса. Здесь встречаются три пустыни - черный базальт на севере и востоке Иордании, кремень и известняка в центре, и пески Вади Сирхан, сталкиваются с Саудовской Аравией.

Много миллионов лет назад большинство Иордании было под морем; один миллион лет назад воды отступили, оставляя огромное озеро в бассейне Азрак, который был уменьшен, чтобы создать плодородные равнины и обширные болота, изобилующие животными и птицами. Сегодня это - пустыня, с сокращением болот в его сердце, и умирающими пальмами. Это - недавний подъем, поскольку вода была выкачана в обширных количествах, чтобы удовлетворить увеличивающиеся потребности быстро растущего населения на земле со скудными водными ресурсами.
Azraq Castle


До недавнего времени Азрак был богат мигрирующими птицами, в пути между Европой и Африкой - поскольку болота уменьшились, птицы - также. Однако, Иорданское Королевское Общество Охраны Природы (КООП) создало запас заболоченных мест в Азрак Шишан (названный в честь его поселенцев чеченцев 19-ого столетия), в маленькой области болот. В настоящее время ключевая вода собирается в пулы около большого бассейна Умайад – и сейчас некоторые птицы возвращаются.
 


КООП также создал резерв Шаумари в 1967, первый живой заповедник в Иордании; его самый большой успех – выведение Аравийского Сернобыка в его естественной среде обитания.

 

 

 

 Замок Азрака

 Обильные воды Азрака сделали его местом стоянки на Вади Сирхан и торговым маршрутом, и магнитом для бедуинов пустыни. Это также привлекло Католиков кто, согласно Сертимиусу Сувериусу (193-211 н.э.), установили здесь восточную военную заставу в провинции Аравии. Если это было первой фазой замка в центре Азрака, мало что может это показать, поскольку он прошёл несколько более поздних воплощений.

Вырезанное каменное посвящение Императорам Дайоклетиану и Максимиану, датированному к 300 году н.э. может отметить начало черного базальтового форта, огромные каменные двери которого все еще включают их оригинальные стержни. Дайоклетиан также строил дорогу здесь, Страты Дайоклетиана, связывая Азрак с Дамаском и Пальмирой.

Азрак оставался военным постом в течение Византийского периода, а в 7-ых и 8-ых столетиях Умайады прибыли сюда, чтобы охотиться. Замок, возможно, был забыт, а после Аббасидов был перемещен в Багдад - согласно арабской надписи по главным воротам, губернатор Ауюбида Изз ад - Дин Аябак восстановил его в начале 13-ого столетия.

Новое военное использование Азрака было в Первой Мировой Войне, когда я E. Лоренс остался в замке зимой 19 (17-18 г.), перед заключительным нападением на Дамаск. Несколько лет спустя, некоторые сирийские друзы переехали в эту северную часть Азрака, здесь и остались.

 Ирак аль-Амир










Это место имеет два названия. Некоторые люди называют его Ирак аль-Амир, другие - Каср аль-Абд. Второе название это место получило благодаря связываемой с ним романтической легенде о неком рабе, который построил для любимой им дочери своего хозяина прекрасный дворец, строительство которого и питаемые им к прекрасной даме высокие чувства, однако, не уберегли его от казни по повелению отца девушки.

В 5-ом столетии до н. э Нехемя, губернатор персидской области Иудеи, часто обращался к Тоби из Аммона, губернатор области к востоку от Мертвого моря.

Два столетия спустя, в затяжном конфликте между Птолемеями и Селеюцидами, семья Тоби вновь появляется в архиве Зенон, агент Птолемея Филадельфиуса II. В одном документе, датированном 12 мая 259 до н.э и обращенный Птолемею непосредственно, Тоби предлагает в подарок лошадей, верблюдов, собак, и мальчиков- рабов, а из состояния страны, хорошо орошенная долина к западу от Аммана. Сегодня это Al-эмир Ирака (пещера принца).

Согласно историку Джозефуса в его изложении событий между 190 и 175 до н.э, “Хирканус, внук Тоби из Зенона построил сильную крепость, “белого мрамора к самой крыше, и имела животных гигантского размера, вырезанного на нём, и он приложил это к широкому и глубокому рву ...”

Великолепные остатки Хирсаниса, незаконченный особняк, Каср аль- Абд (дворец (королевского) служащего), теперь стоят окруженные обработанной землей, где, после воды во рве появятся “зеркальные стены”. Дамба все еще видима в юго-западном направлении. Семья Птолемея связи с ответственность, когда новый король Селеюцид Антайочус IV начал расширять его королевство на юг, приблизительно 168 до н.э. Чтобы избежать худшей судьбы, Хирканис "убил себя своей собственной рукой, и Антиох захватил все его существо".

Сооружение имеет два входа: северный и южный. Верхняя часть сооружения украшена скульптурными изображениями львов и орлов. Считается, что на первом этаже размещалась прислуга, склады и охранники. На втором этаже должны были разместиться более благородные персоны.



                                              ***





 
 

Комментариев нет: