. Путь к чайной церемонии в ее современной форме был долог. Все началось около 3000 лет назад, когда китайцы обнаружили лечебные свойства растения Camellia Sinensis и стали варить чай и добавлять чайные листья в пищу. Такой способ приготовления был хорош для грубых сортов чая, полезные свойства которых невозможно раскрыть путем настаивания. Вместе с появлением новых изысканных сортов чая совершенствовались и способы приготовления напитка.
Искусство приготовления чая (гунфу ча) распространялось буддийскими монахами, которые первыми обнаружили бодрящие и лекарственные свойства чая. На протяжении двух тысяч лет для приготовления чая использовались различные техники и инструменты. Со временем сформировался необходимый набор посуды и инструментов для чайной церемонии, и выработались правила приготовления различных сортов и видов чая.
Поскольку чаепитие рождало в человеке утонченные чувства - возвышенные и даже торжественные – на Западе их стали называть "церемонией". На китайском же это чайное действо звучит как "ЧА-И", что означает "искусство чая". ГУНФУЧА переводится как время, затраченное на постижение чая, сокращенно «чайное мастерство».
Традиция чаепития в Китае насчитывает не одно тысячелетие. За это время было выработано множество способов приготовления чая, предназначенных поддержания физиологического здоровья и бодрости душевного состояния в повседневности. Так появились не только чаепитие на каждый день, но и изысканные способы для исключительных случаев.
Самое раннее упоминание этого термина в Китае связанно с литературным эссе автора Юань Мэя от 51 года правления цинской династии. Юань Мэй путешествовал осенью в горах У-и. Там он посетил для отдыха один из местных буддийских монастырей. Для восстановления физических сил и укрепления состояния духа, он был угощён горным чаем.
Под впечатлением процесса заваривания чая в чайнике из глины местности Янсянь (Исин), вкусовых ощущений приготовленного напитка, Юань Мэй написал: «…обращение монаха с заваркой и чайной посудой очень впечатлило: движения были точными, в них не было ничего лишнего. Он не старался мне, как высокопоставленному лицу, угодить, и это тоже отражалось в действах монаха. При всей мягкости и простоте движений рук – они были незримо сильны внутренним движением, и чай получился таким же. Я увидел и ощутил настоящее мастерство заваривания чая - «гунфу-ча».
Конечно же, как всякое исключительное действие при утонченных сопереживаниях, проявление мастерства при обращении с чаем является моделью всего мирового процесса, суть которого наиболее точно выражена в китайской мудрости о том, что нет ничего постоянного, кроме самих перемен. Силы Инь и Ян, «+» и «–», постоянно сменяют друг друга, взаимоопределяя и дополняя друг друга. Символический смысл этого ‘ритуала’ выражен в переворачивании чашечек и вкушении энергий Инь и Ян, при использовании тайваньского способа чаепития.
ГУНФУЧА формирует особую атмосферу и утонченное настроение. Предметы, окружающие вас во время чаепития, приятны для глаз, музыка услаждает слух, и в чайное действо включаются детали.
Для Чайной Церемонии используют все виды чаев. Отличительной особенностью же чая Улун является выраженная возможность насладиться всеми четырьмя "особенностями" чая: ароматом, цветом настоя, вкусом чая, и формой листа.
Для того, чтобы взаимодействие с чаем было более полным и глубоким, в чайных церемониях используется специальная посуда. Сначала чай, предназначенный для заварки, насыпается в "Чайную коробочку" - Чахэ; с ее помощью участники чаепития имеют возможность "познакомиться" с чаем.
Для каждого человека выставляется две чашки, называемые чайной парой: высокая узкая чашка (Сянбэй) предназначена для восприятия аромата, а низкая широкая чашка (Пинъбэй) - для наслаждения цветом и вкусом чая.
Чаще всего чашки ставятся на маленький поднос-подставку (Бэйчжань). Это удобно для наливания чая и формирует композиционное единство чашек. При проведении чайной церемонии кроме чайника-заварника (Чаху) применяют также сливник (Чахай), что означает "Море чая". По форме он напоминает сосуд для молока, используемый во время чаепития в Европе.
Чайные пары, заварник и сливник обычно устанавливаются на чайную доску (Чапань). Чай засыпают в заварник и заливают кипятком. Первую заливку используют для того, чтобы смыть чайную пыль с заварки, смыть аромат предыдущего чая с чашек, для того чтобы дать толчок развития чаю.
Вода, используемая для приготовления чая, едва ли не самый важный элемент всего действа. Для заварки чая мы используем только родниковую воду. Она варится на открытом огне, причем важно точно уловить момент готовности кипятка.
Вторую и последующие порции заливают в заварник по мере выпивания чая, а настой переливают в чахай. Из этого сосуда чай разливается в высокие чашки, которые тут же накрываются широкими чашечками. Эта конструкция переворачивается и передается участникам чаепития.
Приподняв высокую чашку ее подносят к носу, закрывают глаза и вдыхают аромат, настраивая свое восприятие. Затем пьют чай, внимательно наблюдая за своими ощущениями. Когда чай выпит, всю процедуру повторяют. И так несколько раз, до тех пор, пока чай не потеряет свой вкус и аромат. При повторных заливках можно увеличивать время настаивания чая. В промежутках между заливками можно с удовольствием наблюдать метаморфозы, происходящие с чайными листьями.
Философская сущность состоит в том, что чаепитие просто не может быть суетливым. После того, как действо началось, измерения пространства увеличиваются. Вы вдруг понимаете, что все происходящее в жизни гораздо объемнее.
За чайным столиком от начала церемонии и до ее окончания приходит ощущение, что человек способен осознать себя и достичь того, что ему нужно в жизни, или можно наслаждаться минутой, или углубиться в собственные мысли (гунфуча – прекрасный антураж для таких мыслей) – в такие моменты человек хозяин себе и своим мыслям – часто ли случается такое в нашей жизни?
Стихотворение поэта Ху Туна, ставшим хрестоматийным в современных китайских изданиях о чае, посвященному семи состояниям-ощущениям во время пития семи пиал чая
Увлажнила губы первая пиала,
В горле так, как в первый дождь весной.
Вторая –
Тает чувство одиночества и грусти.
Третья – кишечник оросила:
Уплывают мысли о безысходном бытии;
Читанные вспоминаются трактаты старины.
После четвертой – пот росой на лбу,
Отвлекаюсь от забот семьи, Управы.
Пятая… в костях легко и жилах –
Неужели телом молодею?
Медленно шестую пригублю –
Просыпается душа.
Седьмая… полет в груди,
Руки вспоминают движения «облаками»,
Что в юные годы так часто повторял.
Чайная церемония – это своеобразная медитация. Чайный мастер во время чайной церемонии должен сохранять высокий уровень осознанности. Гости также должны настраиваться на определенные переживания чайного действа. Если кто-то из гостей игнорирует чайную церемонию, не чувствует общего настроя, то волшебство чайной церемонии исчезает.
Во время чайной церемонии уделяют большое внимание своим внутренним ощущениям и переживаниям. Начинают с того, что стараются, как можно полнее ощутить аромат и вкус чая, любуются чайной посудой. Чай способен вызывать различные ассоциации, погружать в прошлое, вызывать мечтания о будущем. Чем внимательнее и осознанней человек, тем больше приятных впечатлений он может получить от чайной церемонии.
Pазговаривать во время чайной церемонии можно, но нужно не забывать о чаепитии. Хорошо, если разговор ведется тихо и не мешает остальным участникам чайного действа.
Китайский зеленый чай заваривают по несколько раз, но перерывы между заварками делают небольшие, чай не должен остывать. Вкус чая сильно зависит от времени заваривания, стоит чуть передержать и чай становится горьким. После каждой заварки чай полностью выливается из чайника. Чай пьют без сахара и не едят во время чайной церемонии, чтобы не перебивать вкус чая. Чай можно пить в такое время:
Когда ты празден;
Когда слушаешь скучные стихи;
Когда мысли спутаны
Когда отбиваешь такт, слушая песню;Когда музыка умолкает;
Когда живешь в уединении;
Когда живешь жизнью ученого мужа;
Когда беседуешь поздно ночью;
Когда занимаешься учеными изысканиями днем;
В брачных покоях;
Принимая у себя ученого мужа или воспитанных певичек;
Когда посещаешь друга, возвратившегося из дальних странствий;
В хорошую погоду;
В сумерки дня;
Когда созерцаешь лодки, скользящие по каналу;
Среди раскидистых деревьев и бамбуков;Когда распускаются цветы;
В жаркий день у зарослей лотоса;
Возжигая благовония во дворе;
Когда младшие покинули комнату;
Когда посещаешь уединенный храм;
Когда созерцаешь потоки и камни, составляющие живописную картину.
Конечно же, как всякое исключительное действие для особых событий, церемония гунфуча является моделью всего мирового процесса, суть которого наиболее точно выражена в китайской мудрости о том, что нет ничего постоянного, кроме самих перемен, поскольку силы Инь и Ян постоянно сменяют друг друга, взаимоопределяя и дополняя друг друга. Символический смысл этого, можно сказать, мистического ритуала, выражен в переворачивании чашечек и вкушении энергий Инь и Ян.
Гунфуча требует особой атмосферы и специального настроя, достичь которого, впрочем, не так уж сложно. Предметы, окружающие вас во время чаепития, должны быть приятны для глаз, нежная музыка должна услаждать слух, все вокруг должно быть гармоничным, поскольку все пять стихий участвуют в чайном действе.
Чай - это взаимодействие огня, воды, чайного листа, пространтсв и состояний. Все эти составляющие должны быть сбалансированы спокойной безмятежностью внимательности человека, заваривающего чай. Огонь, на котором кипятится вода, лучше всего добывать из древесного угля, сделанного из твердых пород дерева.
Огонь должен быть жарким и ровным. След огня останется в воде.
Вода лучше всего подходит из горных источников, в идеале расположенных недалеко от того места, где выращивался тот конкретный чай, который вы хотите заварить. Конечно же, в большинстве случаев такая вода недоступна, поэтому ее можно заменить водой из любого источника, находящегося в пределах досягаемости.
Следующая по уровню качества вода происходит из горных ручьев и рек. И третий уровень качества дает вода из колодцев. Другие типы воды тоже могут употребляться для заваривания чая, но они неизменно дадут худший результат, и поэтому состояние и качество энергии, полученное после употребления чая, будут явно менее четкими.
Важно правильно вскипятить воду, обращая внимание на "циклы огня", которые воспринимаются и воспроизводятся в кипятке. Вода не должна доводиться до бурного кипения, так как в результате этого уходит энергия воды, которая, соединяясь с энергией чайного листа, и производит в нас искомое чайное состояние. Есть четыре стадии внешнего вида кипятка, которые соответственно называются "рыбий глаз", "крабий глаз", "жемчужные нити" и "бурлящий источник". Этим четырем стадиям соответствуют четыре характеристики звукового сопровождения закипания воды: тихий шум, средний шум, шум и сильный шум, которым в разных источниках тоже иногда даются разные поэтические названия.
Кроме того, отслеживают и стадии образования пара. Например, легкая дымка, туман, густой туман. Все последние стадии вышеперечисленных параметров указывают на переспелость кипятка, который уже не подходит для заваривания чая, так как энергия огня в нем уже настолько сильна, что подавила энергию воды, и в результате вода не сможет должным образом войти в контакт с чайным листом и дать соответствующее качество энергии во мне, попившем чаю.
Теперь у нас есть правильно приготовленный кипяток. Сначала следует ополоснуть им чайник и слить эту воду в чашки, из которых мы собираемся пить чай. Важно быть спокойным, внимательным и собранным, сохраняя плавность и последовательность движений так, чтобы вода не расплескивалась и минимально колыхалась в сосудах, струя не прерывалась, была плавной, длинной, тонкой и мягкой, то есть точно такой же, какой должна быть струя вдоха и выдоха в вашем теле, чтобы обеспечить вам максимально длинную, спокойную и здоровую жизнь.
Чай, перед тем, как насыпать его в чайник, следует посмотреть и понюхать в специальном сосуде из фарфора, который называется "ча-хэ", или "чайная коробочка". Если этого предмета нет, тогда чайную коробочку можно сделать из собственной, чисто вымытой и насухо вытертой ладошки.
После этого чайный лист высыпается в предварительно прогретый чайник и заливается кипятком. Существуют определенные особенности и тонкости заварки чаев типа у-лун и пу-эр. При создании взаимодействия воды и пространства посуды всегда следует помнить, что "переполнение" навлекает беду, а умеренность призывает богатство. Поэтому не нужно наливать воды слишком много.
Первая заварка может считаться готовой буквально через несколько секунд после залива кипятка в чайник. Когда чай разливается по чашкам [которые не должны быть большими, так как чай - это не объем воды, а тонкость качества энергии в чайном сотоянии], нужно помнить, что вкус первой и последней налитой чашки будут значительно отличаться. После первого разлива нужно сразу же залить чайный лист кипятком снова и в дальнейшем стараться не оставлять его голым, то есть без воды. С каждым заливом время взаимодействия воды и чайного листа должно увеличиваться сообразно с качеством чая и обстоятельствами чаепития, чтобы гости пили чай, а не воду.
Чай учит двигаться мягко и думать плавно. Движение в чайном пространстве не принимает шума и суеты. Ведущий чайного действа придает ценность пространству, вмещающему мысли, а не мыслям, заполняющим пространство. Он смещает источник мыслей в область пространства мыслей, размышляя об устройстве пространства сознания.
Ведущий чайного действа строит пространство, сознания ощутимого мира, понимая суетность усилий и суетность устремлений. Он удерживается от обольщений, понимая волновую структуру воздействия чая. Каждое обольщение неизменно ведет к огорчению.
Как и все остальные, ведущий чайного действа - полупроводник времени. В отличие от остальных, он придает ценность длинным волнам, пренебрегая короткими. Ибо природа чая – это резонанс, длинная волна и тонкость силы.
По своим философским взглядам учение Чань стояло на позиции сдерживания и изменения характера и настроения человека во имя своего истинного "Я". Когда дух человека достигал своей наивысшей точки чистоты и здоровья, он мог постичь истину. Чай мог помочь ему оставаться спокойным и здравомыслящим в процессе медитации. Поэтому характерные свойства чая были сродни буддизму. Монахи пили чай не только что бы освежиться и восстановить свои силы. Они соединяли свойства чая с теориями Чань и пришли к выводу, что истинная цель мира состоит в том, что бы искать мира в душе. Дзяо Жань, знаменитый монах эпохи Тан, был поэтом и большим любителем чая. Он был другом Лу Юя, и они часто вместе изучали философию чайной церемонии и философию буддизма, писали стихи, описывая чувства, возникающие в процессе чаепития.
Цзяо Жань считал, что, выпив чашку чая, человек уже не может впасть в дрёму; он чувствует себя открытым влиянию Небес и Земли. Выпив ещё одну чашку чая - как будто омытым свежим дождём. Приверженцы Чань полагали, что Буддой можно стать, лишь избавившись от страстей, и чай может помочь в достижении этой цели. Выпив третью чашку, человек познаёт природу вещей. Последователи Чань полагали, что люди целенаправленно избавятся от своих тревог. Они должны успокоить свои сердца и души, чтобы постичь связь чая с горами и реками, природой, Небом и Землёй, Человеком и материальным, между телом и душой.
В китайской чайной церемонии используется только высококачественный полуферментированный чай - улун.Улуны – это совершенно особая группа чаев, названная «чаем черного дракона» и «императором чайного мира». Китайцы классифицируют улун как бирюзовый чай. (Иероглиф, означающий «бирюзовый», также означает молодость и свежую зелень.) Для приготовления улунов используются молодые чайные листья и почки, выращенные высоко в горах, и собранные, высушенные и скрученные по особой технологии. Говоря простым языком, улун не такой крепкий, чтобы называться черным чаем (или красным, если следовать китайской классификации), но более концентрированный и богатый, чем зеленый чай.
В китайской чайной церемонии используется только высококачественный полуферментированный чай - улун.Улуны – это совершенно особая группа чаев, названная «чаем черного дракона» и «императором чайного мира». Китайцы классифицируют улун как бирюзовый чай. (Иероглиф, означающий «бирюзовый», также означает молодость и свежую зелень.) Для приготовления улунов используются молодые чайные листья и почки, выращенные высоко в горах, и собранные, высушенные и скрученные по особой технологии. Говоря простым языком, улун не такой крепкий, чтобы называться черным чаем (или красным, если следовать китайской классификации), но более концентрированный и богатый, чем зеленый чай.
Естественно, что чай, на производство которого затрачено столько труда, требует особого внимания при приготовлении. Улуны – это праздничные чаи. Они не подойдут для поспешного завтрака или офисного чаепития. Китайская чайная церемония– единственный способ раскрыть все тонкости «черного дракона», но этот способ требует мастерства и опыта, специальной посуды и несколько часов свободного времени. Чайная церемония никогда не проводится «на десерт», после приема пищи должно пройти 2-3 часа. Чтобы ничего не отвлекало от восприятия вкусов и ароматов, за несколько часов до церемонии не следует есть острые, кислые или сладкие блюда, курить, пить алкоголь и пользоваться духами. Однако, большое количество чая на голодный желудок может вызвать неприятные ощущения. На протяжении чайной церемонии гостю может быть предложено до 20 чашек чая. Когда каждая последующая заварка отличается от предыдущей, количество впечатлений, полученных за несколько часов церемонии, превысит впечатления от всего чая, выпитого до этого. Единственное участие в гунфу ча может перевернуть представление человека о чае.Первое условие китайской чайной церемонии – хороший улун. Высококачественные улуны производятся только в Китае. Существует четыре вида улунов: южнофуцзяньские, северофуцзяньские, гуандунские (кантонские), и тайваньские. Самым известным сортом улунов считается южнофуцзяньский Тегуаньинь из уезда Аньси – чай железной бодхисатвы. Тегуаньинь обычно используется для ознакомления новичков с чайной церемонией, так как его насыщенный и долгий вкус и постепенно меняющийся аромат понятен всем. Тайваньские улуны слабой ферментации также подходят для знакомства с церемонией. Они обладают свежим ароматом, насыщенным цветом настоя и сладким вкусом. Многие материковые улуны настолько нежны, что без специальной подготовки сложно прочувствовать их прелесть. Опытный мастер поможет подобрать сорт улуна в зависимости от опыта и вкусов гостей.
Гунфу ча проводится только с неароматизированными улунами. Нет смысла проводить чайную церемонию ради наслаждения «ароматизаторами, идентичными…». Исключение составляют улуны с естественной ароматизацией лепестками цветов или крошкой женьшеня и молочный улун (Най Сян Цзинь Сюань), имеющий натуральный легкий молочно-сливочный аромат. Однако, настоящие любители чая признают только чистый улун без примесей. К сожалению, в супермаркетах невозможно найти чай для чайной церемонии. В лучшем случае, удастся купить хороший повседневный чай.
Улуны для чайной церемонии продаются в специализированных магазинах и чайных клубах. Свежий и качественный улун не может быть дешев, но цена – не единственный ориентир при выборе чая. Многие специализированные магазины и чайные клубы предлагают дегустацию чая и дают рекомендации по приготовлению понравившегося сорта. Чем выше сорт чая, тем больше полезных веществ он содержит, так как сырье для таких чаев выращивается высоко в горах, где нет вредного воздействия цивилизации. При приготовлении высокосортных улунов используется в основном ручной труд профессиональных сборщиков.
Комментариев нет:
Отправить комментарий